История
Село Старая Ювала – один из крупных населённых пунктов в западной части Кожевниковского района Томской области. Расположено оно в 35 км от райцентра на таёжной речке Бакса, берущей своё начало из Баксинско-Иксинских болот Колыванского района (бывший Пихтовский район). Приставка к названию села «старая» говорит о том, что возникло оно, вероятно, в первой половине 18 века.
Что касается действительного основания Ювалы, то справка Томского государственного архива от 24.02.1986 года гласит, что в книге «Список населённых мест Сибирского края», выпущенной в Новосибирске в 1929 году, имеются сведения о том, что село Старая Ювала, расположенное у реки Баксы, было основано в 1850 году.
ЛЕГЕНДА.
— Почему в вашей реке вода черная? – Спрашивают часто приезжие. Если бы такой вопрос задали самому-самому старому жителю села, он бы ответил, может быть, так.
— Это затуманенным от горя взором из набегающих волн глядит на вас черноокая Бакса.
Давным-давно, когда кедры-бородачи плотно обступали эти места, а река была полноводной и судоходной, поселился на высоком берегу Ювал. Могучим был купец-татарин, из тех, о ком говорят! «Бог силушкой не обидел». Боялись его в округе. Промышлял Ювал торговлей лошадьми, а еще славился ловкостью да хитростью своею. Но не богатствами гордился он, а красавицей дочерью. Потакал Ювал малейшим прихотям любимой Баксы. Но однажды дочь сказала! «Ты мне отец и мать. Я люблю тебя. Но есть на свете человек, который мне всего дороже.» Побледнел Ювал, гневно сверкнули его очи, когда он услышал имя избранника дочери.
— Русский? И тот, что встал на моем пути?!
И вспомнил Ювал, как отбили русские украденный им табун в одну из ночей. Как, измазав грязью лицо, привязал его один из них к кедру.
— Ты смела полюбить его! – и закрыл Баксу в самой маленькой и темной комнате дома. На мольбы и угрозы отца – только молчание да пронзающая до сердца боль в глазах.
«Образумится!» — думал Ювал.
Да только дочь была рождена с отцовским характером.
Рванулась она с обезумевшими глазами в дверь, когда работница принесла еду, — и оставила у неё, растерявшейся, платок в руках. Больше её никто не видел. Только побежавшая в след работница заметила на воде под обрывом расплывающиеся круги.
Ушел Ювал из этих мест. И скоро, говорят, смерть нашла его на одной из дорог. А имя своё и любимой дочери он оставил на нашей земле навечно.
Легенда о Ювале была записана со слов долгожительницы Сваровской Прасковьи Ивановны, прожившей 106 лет (умерла в 1964 году). Она утверждала, что основателями нашего села были татары.
Застройка села началась с самого высокого места. Очень мало старых домов сохранилось в Ювале. Все они имеют характерные для тех времён архитектурные детали: в сторону фасада обращены 5 или 6 окон, резной карниз, резные ставни.
Старинные русские сказания повествуют о ювалинских землях, как о диковинных . Всё здесь необычно, особенно тёмнохвойный лес, в котором главным деревом является кедр. Татары нарекли его «дерево – каравай» или «хлебным деревом». Орехи его вкусные и питательные, жизнь они делают длинной, болезни короткими. Из кедра получаются самые крепкие строения, они смолисты, а потому не пропускают воду, не рассыпаются в земле. Под крышей «хлебного дерева» привольно любому зверю, ягоде, лекарственной траве.
Ставя здесь деревню, татары выжигали леса под пашню, но кедровые угодья старались не трогать – они кормят, одевают, дают кров и красоту. Со временем на гарях, по соседству с кедрачами из прилетевших семян поднялись берёзовые рощи. Соединились в единые леса кедр и берёза , два священных дерева. Соединились и люди. В Ювале люди так делили землю: добрая, сносная, худая.
Землю, на которую они пришли, посчитали сносной, а порою и доброй. Согласно данных последней переписи населения в селе Старая Ювала проживает 1108 человек.