Местное самоуправление - миф или реальность

Местное самоуправление - миф или реальность

Основные контуры местного самоуправления как политического института сформировались в его нынешнем виде после того, как в сентябре 1995 года вступил в силу закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Проблем, стоящих перед местными органами власти - неисчислимое множество. Но в данной статье я остановлюсь только на тех из них, которые представляют собой наибольшую угрозу для развития института местного самоуправления. Всем понятно, что основной задачей системы местного самоуправления является решение вопросов местного значения, касающихся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Это главное и это закреплено в вопросах местного значения. Но экономическая несамостоятельность большинства сельских поселений не позволяет им развивать местное самоуправление. Неурегулированность отношений между районом и находящимися на его территории  поселениями - проблема, высвечивающая одно из самых кричащих несовершенств российского законодательства о местном самоуправлении. Местным органам власти постоянно навязываются всё новые полномочия и вопросы, не подкреплённые ни законодательной базой, ни финансовыми ресурсами. И это уже обычная практика. На мой взгляд не сформировалось у нас самое главное, сама суть местного самоуправления - местное сообщество. То есть люди, осознающие окружающую их территорию своим общим домом, со своими интересами и готовностью эти интересы отстаивать.           Процесс участия населения в решении вопросов местного значения нередко напрямую связан еще с одной проблемой — судебной защитой местного самоуправления. Хотя Конституция относит ее к числу федеральных гарантий местного самоуправления, но положительный опыт в этом направлении отсутствует. В настоящее время начала складываться практика судебных решений, принципиальных для понимания роли и значения местного самоуправления, явно не в пользу муниципалитетов. Решения судов общей юрисдикции не всегда являются источниками права, ряд из них имеет по существу прецедентное значение, а сделанные в них выводы используются при подготовке нормативных правовых актов высшего уровня, которые иногда идут даже в разрез федерального законодательства. Некоторые из них можно даже расценивать, как ущемление прав местного самоуправления. Суды прежде всего исходят из собственной внутренней убежденности в правомерности принимаемых ими решений. Между тем эта убежденность должна базироваться на развитом законодательстве, полно и непротиворечиво регулирующем различные аспекты осуществления местного самоуправления, на высокой квалификации судей, глубоко знающих муниципальную тематику. Считаю, что указанные условия в настоящее время обеспечены еще не в полной мере.

На мой взгляд, самыми существенными пробелами российского законодательства в этой области являются:

— отсутствие четкой правовой регламентации статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления в отношениях, связанных с осуществлением судопроизводства;

— неурегулированность проблемы приведения в судебном порядке актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствие с актами, имеющими большую юридическую силу.

Можно перечислять ещё массу не урегулированных, спорных и нерешённых вопросов в развитии местного самоуправления. А ведь главный показатель эффективности местной власти - это человеческий ресурс. Если люди уезжают с территории и больше не возвращаются обратно, то это конец всему.  Но значит ли это, что необходимо выбрать стратегию "территории для доживания"?  Мне бы не хотелось. Поэтому тезис, что местное самоуправление это миф, вполне имеет право жить...

Глава Староювалинского поселения   В.Зеленчуков

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!